Привет!

Этот блог - приложение к сайту www.portret26.ru, на котором можно заказать подарочные шаржи, портреты, картины. Здесь же есть новости, заметки, советы, карикатуры и просто повествование жизни и деятельности обыкновенного художника-шаржиста. А также знакомство с признанными мастерами и новыми имена графического юмора.
... И да, меня зовут Павел. Я художник из Ставрополя.

17 марта, 2013

Графический планшет: современный инструмент художника


  Набирающий популярность в среде художников графический планшет,  продолжает вызывать некоторую осторожность у заказчиков и клиентов. Разве можно сравнивать рисунки на компьютерном устройстве с теми, что изготовлены "вручную", с примирением подлинных материалов; карандашами и красками? Почему цены на цифровые работы не меньше цен "натуральных" картин? Есть ли плюсы у новой технологии живописи? А минусы?
Попробуем ответить на эти вопросы...

Графический планшет

 Прежде всего, давайте кратко познакомимся с этим художественным приспособлением.

Графический планшет - это компьютерный гаджет позволяющий художнику вводить изображение на монитор сразу "из-под пера". Графический планшет состоит собственно из самого планшета и электронной ручки (стилус). Художник водит пером по планшету, а результат видит на мониторе. Рисунки исполняются в графических программах.

Если говорить об удобстве пользования планшетом, то на многочисленных форумах посвященных цифровой графике, можно встретить самые противоречивые мнения. В то время как для одних художников девайс оказался долгожданным инструментом, то другие отнеслись к нему скептически, оставаясь верными традиционным техникам рисунков.

Но и те и другие мастера признают художественную ценность рисунков выполненных на графическом планшете, хотя бы в силу того, что без способностей рисовать он превращается в бесполезную вещь.

Как рисуют на планшете?

Некоторые полагают что все компьютерные новшества настолько упрощают работу, что зная "секретные комбинации кнопок", любой смог бы создать шедевр. Забавно, но в использование разного рода электронных приспособлениях, иные видят даже эффект некоего жульничества. Мол, это рисует компьютер, а не человек.

Абсолютно не так. Пока еще не придумали машину которая полностью думала за человека, а тем более творила.

Рисунки на графическом планшете являются полноправными художественными произведениями, выполненные ручным способом. То, что вместо листа бумаги у художника под рукой теперь сенсорная панель, не делает его труд менее сложным. Даже напротив; многочисленные режимы, неудобство вращения "листа", несколько усложняют работу автору.

К тому же, многие художники (и я в том числе), первоначальное построение рисунка делают все таки простым карандашом, на обыкновенном листе бумаги. И лишь готовый рисунок переносят в компьютер, где занимаются последующей доработкой.

Давайте посмотрим на несколько этапов создания шаржа на графическом планшете.

Этап 1. Рисунок карандашом для согласование с заказчиком.

Первый этап: эскиз будущей работы, определение композиции, идеи. Рисуется карандашом. Эскиз отправляется клиенту для согласования. По мере необходимости вносятся изменения или полностью перерисовывается.

Этап 2. Определение цветовых элементов рисунка
 Второй этап: раскрашивание. По законам жанра, шаржи должны выглядеть более "цветастей" нежели портреты, так как шарж - это веселая пародия. Если сюжет требует использование какого-то определенного колорита, то на этом этапе определяют его.

Этап 3. Работа над фоном
 Этап третий: создание стиля. Если вы обратите внимание на дату календаря, то заметите что события изображенные в этом шарже происходили много лет назад. А тот, кто помнит те времена, может подтвердить, что цветовая гамма интерьеров тогда была весьма и весьма унылая. Учитывая важность момента события, в данной работе пришлось изобразить  типичный интерьер 80-х.


Этап 4.  Доработка деталей.
   Последний этап - это завершение работы. Шарж считается готовым только тогда, когда мне, как художнику, уже ничего не хочется добавлять. Теперь готовую работу должен оценить заказчик.

После одобрения клиента, рисунок переносится на бумагу или холст, и оформляется в багет.

Какие плюсы у графического планшета?

Если сравнить преимущества работ выполненных на графическом планшете  с традиционными материалами (красками, карандашами, пастелью и т.д.), то получается следующее:

И вот какие стороны открываются:
  • Многие краски, такие как акварель, гуашь, акрил, не обладают той чистотой цвета, сочностью и яркостью, которая достижима в цифровой графике. Цветовая палитра графического редактора имеет в разы больше возможностей, чем традиционные краски. 
  • Работу, исполненную на графическом планшете, можно многократно тиражировать, чего не сделаешь с работой традиционной графики выполненной в одном экземпляре. А значит, рисунок можно кому-то подарить, и еще один оставить себе.
  •  Шарж выполненный цифровой графикой можно перенести на кружку, футболку, календарь и т.д. А каждый участник корпоративного шаржа сможет получить свой экземпляр, чего не получится при изготовлении шаржа "одного на всех"обыкновенными красками.
  • Даже в завершенном рисунке исполненном на планшете можно вносить необходимые изменения. Традиционные рисунки этого не допускают. В их случае требуется полная переделка работы.
  • Используя графические редакторы, цифровой художник с легкостью может вносить в работу разнообразные надписи, логотипы, применяя при этом большое богатство шрифтов и текстур. Рисовать все это от руки весьма кропотливо и, как правило, получается далеко не идеально.
  • Портреты исполненные масляными красками нуждаются в правильном хранении, во избежание "жухлости" цветов, растрескивания краски и обвисания холста. Цифровые портреты можно обновлять с постоянной регулярностью, получая "новый" портрет, не переживая за долговечность.
  • Шаржи и портреты исполненные красками и карандашами со временем обязательно пожелтеют, потому что это свойство бумаги - терять свою белизну. Цифровой портрет тоже пожелтеет, не избежав влияния света, но его первозданную свежесть легко восстановить,  просто вновь распечатав.
  • В цену масляной живописи входят стоимости грунтов, красок и лаков, которые сегодня весьма дороги. Цифровая графика от этого освобождается.
  • Для самих художников, планшет открывает еще один плюс - удобство мобильности. С планшетом можно работать в кафе, офисе, гостинице и т.д. не боясь создать излишние неудобства окружающим. Чего неизбежно произойдет при использовании этюдника с красками.
Итак, плюсов более чем достаточно. Поэтому профессиональные художники взяли на вооружение этот чудо-инструмент.

А минусы?

Минус собственно только один: для ревностных ценителей натуральных материалов работы выполненные на графическом планшете "живыми" не считаются. Но это конечно дело вкуса.

Ну и конечно, с планшетом не очень удобно ходить на пленэр (живопись на природе). Ведь с собой надо брать еще и ноутбук. Впрочем, поход с холстами и этюдником выглядит не более комфортным, но человек сидящий под березой с красками и изображающий окружающий мир, выглядит естественней того, кто будет сидеть с ноутбуком и планшетом.

Сколько стоят работы?

Как мы уже говорили, применение графического планшета не освобождает художника от необходимости пользоваться своими навыками, талантом, мастерством рисовальщика. Стоимость самой работы приравнивается к рисункам традиционными материалами, но так как технические возможности у графического планшета гораздо шире, то в некоторых случаях она может быть немногим выше.

Цены моих услуг можно посмотреть здесь и здесь.

Вывод.

Новое тысячелетие уже принесло нам небывалые технические новшества. Мы обучаемся пользоваться бесконечными новинками, оставляя позади привычные в свое время устройства.

Кто будет пользоваться сегодня печатной машинкой или гусиным пером, если есть компьютер и принтер? Кто захочет вернутся к деревянным счетам и логарифмическим линейкам, отбросив калькулятор? Кто станет сегодня печатать фотографии при свете красного фонаря и с ванночками проявителя, закрепителя? Кто станет вываривать белье в тазах и чашках, отказавшись от автоматической стиралки?

Технический прогресс шагнул вперед, принеся с собой большие удобства, от которых теперь невозможно отказаться. Не прошел он и мимо искусства. Графический планшет навсегда вошел в мастерскую художника, заняв свою, уникальную нишу и дав большую свободу для творчества.


2 комментария:

  1. Графический планшет-это здорово,мне понятно.
    Но вот один нюанс- на мой взгляд звук, который извлекает скрипач,играя на скрипке Антонио Страдивари никак нельзя сравнивать со звуком, извлечённым элекроскрипкой. Понятно,что гусиным пером никто не пользуется, но буквы, написанные им-это же музыка души.
    И ещё.Если шарж нарисовать карадашом на носовом платке,вымочить в растворе соли,то он не потеряет цвет от времени.Ты прав, работы на графическом планшете "живыми" не считаются.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Скрипка Страдивари - это прекрасно, но электрогитара Пинк Флойд - прекрасна по своему. Не думаю, что стоит спорить о том, является ли живой музыкой игра на синтезаторе, если он издает только ему свойственные звуки.

      С раствором соли не экспериментировал. Но, спасибо, буду знать.

      Так как масляная краска является таким же химическим продуктом, как и чернила в принтере, то разницы нет каким способом их наносить на холст.

      Удалить

Прокомментируйте этот пост.